Напомним, что на 2021 основными трендами, предсказанными командой экспертов HEADO были:
- Магазины у дома и рост их важности для покупателей. Увеличение доли товаров, которые покупатели приобретают в магазинах такого формата, и постепенное снижение важности гипермаркетов для широкого круга потребителей.
- Скидки и акции - двигатель торговли на 2021, покупатель ищет выгодную цену и выбирает соответствующие магазины.
- Рост важности грамотного мерчандайзинга и таргетирования покупателей на ключевые товары внутри магазина.
- Онлайн-мониторинг продаж и переход на управление магазином в реальном времени.
- IT-аутсорс и покупка готовых решений для розничных сетей, отказ от собственных отделов разработки в сторону партнерств с аутсорс-компаниями.
А что нас ждет в 2022?
Сразу отметим, что тренды 2021 по-прежнему актуальны. А мнения российский и зарубежных экспертов, в целом, можно объединить в несколько пунктов:
- Новые форматы магазинов и рост популярности дискаунтеров. Все больше покупателей по-новому смотрят и оптимизируют подход к ежедневному и еженедельному шоппингу - продукты, промтовары, товары первой необходимости. При этом цена остается максимально важным фактором - приятный шопинг по выгодным ценам. Взгляд покупателей на дисконт-магазины меняется. Сами дискаунтеры также имеют большой потенциал для перемен - от “жестких” магазинов с низкими ценами к чистым светлым магазинам, с продуманным и приятным процессом шоппинга поблизости от дома. По данным Nielsen - уже сейчас на российском рынке доля продаж дискаунтеров составляет больше 32%, и этот показатель будет только расти.
- Осознанность и экологичность - всемирный тренд на новые привычки, новые технологии сохранения природы, органические товары. Покупатели все больше интересуются темой защиты и сохранения природных ресурсов, и у ритейлеров есть возможность повысить привязанность покупателей и доверие к своим товарам за счет использования тренда на экологичность. Здесь же, в качестве примера, можно отметить один из последних трендов на изменение форматов чеков для покупателя - сокращение длины чеков, цифровые чеки, возможность выбора опции “напечатать короткий чек” - когда покупатель сам решает, готов ли он сэкономить бумагу на печать, и внести свой экологичный вклад.
- Скорость, скорость, скорость! Если покупатель заказывает товары онлайн - он хочет получить их как можно быстрее. Рост популярности сервисов с доставкой в течение 15-30 минут. Если покупатель хочет сходить в магазин - магазин должен быть недалеко, в пешей доступности. И, при этом, ассортимент и цена остаются во главе угла принятия решения.
- Скорость в принятии решений и устранении проблем - в связи с сохранением ограничений и локдаунов - нужны инструменты для контроля “на удаленке” и для быстрого перестроения из режима “в офисе” на режим “из дома”. Нужны инструменты для моментального понимания ситуации с продажами и персоналом в магазине, авто-сигналы и фокусировка - в каком регионе, магазине,отделе, товаре есть проблема, куда “посмотреть” и дать задачу персоналу. Важна скорость реакции, и быстрое устранение проблем - пока проблему не почувствовал покупатель.
- Персонал в приоритете. Продолжается борьба за сотрудников - опытных, мотивированных, обученных и готовых к выполнению поставленных планов. Ритейлеры все больше обращаются к новым решениям и технологиям в HR, мотивации, вовлечению персонала. Все больше новых решений направлено на эмоции персонала, повышение квалификации и облегчение процессов рутинной работы. Заинтересованный и вовлеченный сотрудник несет в себе ценности компании, и понимает, какие цели стоят перед ним и магазином в целом. Покупатели возвращаются в магазине, где опыт покупки был приятным и легким.
А какие тренды наблюдаете вы? СТМ? Кастомизация customer journey? Тотальный переход в онлайн? Снижение или рост цен? Напишите нам! Давайте обсудим!